Модная европа 16 17 века как одевались



Женская мода конца 17 века.
Женская мода второй половины XVII в.
менялась чаще, чем мужская, ее законодательницами были многочисленные фаворитки Людовика XIV. Правда, дамскому гардеробу присуща одна общая черта — стремление подчеркнуть (или искусно скрыть) ту часть женского тела, которая у очередной фаворитки была более (менее) привлекательной. Это естественное желание честолюбивой любовницы, пытающейся всеми доступными способами продлить свою власть при королевском дворе.
Женский костюм второй половины XVII в. шили из тяжелых дорогих материалов насыщенных и темных тонов: багряного, вишневого и темно-синего. Гладкие ниспадающие юбки середины столетия разрезают и поднимают на боках. Стала видна не только нижняя юбка, но и подшивка верхней юбки. Жеманницы изобретают кокетливые названия для дамских юбок: верхняя называлась «скромница», вторая — «шалунья», ну а третья, нижняя, — «секретница». Изменился и лиф платья. Он снова стянут китовым усом и так зашнурован, что заставляет женщину принимать едва заметный соблазнительный и изящный наклон вперед.
Возвращается мода на декольте.
Почти всегда оно кокетливо прикрывалось черными, белыми, разноцветными, серебряными и золотистыми кружевами ручной тончайшей Работы. Форма и глубина выреза менялись. Все зависело от прихоти очередной фаворитки. Сначала декольте имело форму овала, затем стало приоткрывать плечи и, наконец, к концу XVII в. приобрело вид неглубокого и неширокого квадрата — нововведение последней фаворитки Людовика XIV, умной и деспотичной маркизы Ментенон.
Украшения и богатая отделка костюма располагались в основном спереди (как и в мужском костюме), поскольку придворный этикет требовал в присутствии короля стоять к нему только лицом.
Женщины носили туфли на высоком выгнутом «французском» каблуке с очень узким, заостренным носком. Такие туфли требовали осторожной, плавной походки. Обувь обычно изготовляли из дорогих тканей — бархата и парчи, так как большая часть жизни знатных дам проходила в помещении, а поездки совершали в каретах, либо дам переносили в портшезах.
К низу корсажа с правой стороны дамы; прикрепляли ленты или цепочки, а на них подвешивали необходимые для модной женщины аксессуары: зеркало, веер, флакончик с духами и т.д. Новой деталью женского костюма середины века была съемная распашная юбка со шлейфом, имевшая не только декоративное, но и престижное значение — длина шлейфа зависела от знатности происхождения. Если требовали обстоятельства и этикет, шлейф носили пажи. Особо престижно было иметь пажей — негритят.
Домашняя одежда в это время для женщин стала совершенно необходимой, так как хотя бы временно избавляла их от тяжелых выходных платьев. Стало модно принимать посетителей во время утреннего туалета в полупрозрачном пеньюаре, цветных тонких шелковых чулках.
Косметику применяли сверх меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь и другие интимные места. Мушки из черной шелковой ткани обычно представляли собой разнообразные геометрические фигуры или изображали сценки, порой весьма двусмысленные. Каждая мушка имела свое символическое значение. Так, мушка над губой обозначала кокетство, на лбу — величественность, в углу глаза — страстность.
Иногда случайность становилась модной закономерностью: как-то в 1676 г. принцесса Елизавета Шарлота Лалатинская, супруга герцога Филиппа Орлеанского, страдая от холода в королевском дворце, накинула на плечи полосу соболей. Неожиданное и эффектное сочетание меха и нежной женской кожи тоже понравилось придворным дамам, что мода в» прямые полоски меха, украшавшие плечи, они получили название палантин (фр. palatine) — быстро распространилась во Франции, а затем и в Европе. В это время также появляются специальные дамские костюмы для верховой езды: длинная юбка, короткий кафтан и небольшая кокетливая треуголка.
В число модных аксессуаров как женских, так и мужских, входили — пояса, украшенные драгоценными камнями, золотой и серебряной бахромой; широкие перевязи, с начала века, опустившиеся с бедра до уровня колена; щегольская трость с набалдашником; часы в виде луковиц; веера; флаконы с духами; нюхательные соли; длинные курительные трубки; косметические коробочки; пуговицы к костюмам (шелковые, серебряные, оловянные и медные); бахрома (шелковая и серебряная); шелковые зонтики с бахромой от дождя и солнца; маски и полумаски; перчатки (суконные с подкладкой, кожаные и шерстяные), обязательно пропитанные дорогими духами и украшенные лентами и кружевами; подвязки; шейные платки и пряжки к ботинкам (обычно серебряные).
Начиная со времен Людовика XIV, о Французской моде уже можно говорить как о мировой. «Версальскому диктату» охотно подчиняются все. Происходит почти полное «офранцуживание», а точнее «опаризьенивание» (от слова Париж) Европы. Французская Мода не только стирает национальные различия — она постепенно сближает и внешний вид отдельных сословий.

Princess Eleonore of Pfalz-Neuburg, the later Empress of Austria

Mary of Modena, 2nd wife of James II
1680
Dorothy Mason, Lady Brownlow
Manteau, ca. 1685-90 Contemporary fashion plate by Bonnard
Comtess Mailly
1698
Фонтанж (фр. fontange) — дамская высокая причёска эпохи Людовика XIV и одноимённый чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев. Укреплялся при помощи шпилек и проволочных конструкций. [www.wikipedia.org]
Женщины носили сложные, высокие (до 50-60 сантиметров) прически, поддерживаемые проволокой; с прически ниспадали богатые кружева. Одна из наиболее модных причесок того времени называлась, а ля Фонтанж, в честь фаворитки Короля-Солнца. Она удержалась в моде до смерти Людовика XIV.
Мария Анжелика де Скорайлль де Рувилль-Фонтанж была дочерью небогатого дворянина. Безукоризненная белокурая красавица с прелестными голубыми глазами, девица Фонтанж пленила короля молодостью, свежестью, но уж никак не умом, весьма ограниченным. Предыдущая фаворитка Людовика XIV называла ее прекрасной... статуей — столь восхитительны были формы Фонтанж. Именно она ввела в моду прическу, сохранившую ее имя от забвения.
Как-то в 1680 г. на охоте в лесах Фонтенбло красавица, скача на коне, растрепала волосы о ветку векового дуба и, чтобы поправить прическу, кокетливо обвязала голову... подвязкой от чулок. Эта незатейливая прическа очаровала короля, и он просил свою возлюбленную не носить иной. Уже на следующий день в надежде заслужить благосклонность короля ее примеру последовали придворные дамы, и прическа, а ля Фонтанж вошла в моду на 30 лет.
Судьба Фонтанж трагична. Когда беременность обезобразила прелестное личико красавицы, пресыщенный плотскими наслаждениями Людовик XIV оставил ее, приблизив очередную фаворитку.,. Вскоре, 21 июня 1681 г., когда-то ослепительная красавица Фонтанж скончалась. Рожденный ею незадолго до смерти ребенок — плод любовных утех Короля-Солнца — прожил несколько дней.
Такие сооружения уже приходилось поддерживать каркасом. В Россию мода на фонтанжи пришла только в середине 90-х годов XVII века, хотя носили его преимущественно жёны и дочери иностранцев. Царь Пётр I, жадный до всех западных новинок, не мог оставить без внимания и это странное сооружение из жёстких кружев, украшавшее волосы курфюрстины Ганноверской.
В 1700 году жена первого санкт-петербургского коменданта, которая должна была строго следовать моде (согласно указу о ношении европейского платья), одной из первых надела модное головное украшение. Картины и гравюры того времени — наглядные свидетельства того, сколь был популярен фонтанж в России. Разумеется, тон здесь задавала новая супруга Петра — лифляндка Марта Скавронская, она же — матушка — императрица Екатерина. В письме к любящему Петру, императрица конкретно упоминает «кружива на фантаж», кои просит привезти из Парижа. Впервые же фонтанж упоминается в описи имущества царевны Натальи, родной сестры Петра.
Случай заставил европейских красавиц навсегда отказаться от фонтанжа. В 1713 году, на торжественном приёме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери, предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена. В моду тут же вошла маленькая, гладкая причёска с рядами ниспадающих на плечи локонов. Эта мода на маленькие причёски сохранялась очень долго — практически на протяжении всей последующей эпохи — рококо. В России мода на фонтанж держалась несколько дольше — до середины 20-х годов XVIII века. Правда, носили его, по преимуществу, пожилые дамы.
Portrait of Mary II of England in a fontange headdress
c.1690
Godfrey Kneller

Marie Angélique de Scoraille de Roussille, duchesse de Fontanges (1661-1681)
Источники:
www.wikipedia.org
Каминская Н.М. История костюма.
Киреева Е.В. История костюма.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. I, II

Tags: Модная, европа, 16, 17, века, как, одевались

567 от 19.05.2010 Женская мода XVIII века. Чем красились, как одевались? Прическа и одежда того времени. Редактор:...

Мода 17 века в Европе - womanadvice.ru

Костюм как отражение истории Европы XVI-XVII веков

История МОДЫ | Автор топика: Lyubov

Продолжаем знакомить вас с интересными фактами из мира моды!

Начнем с самых истоков…
Рождение моды.

История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизирующей функции.
Мода как социальное явление возникла в конце 7 века в городах Зап. Европы.
В 15-16 века законодателем моды была Италия, а в 17 веке при Людовике XIV – Франция. Дважды в год из Парижа в столицы Европы отправляли две восковые куклы, одетые по последней моде: в парадном платье и в домашнем. Огромное внимание стало уделяться женской моде, что приводит к увлечению декольте, аксессуарами и корсетами, а каблук, появившийся в начале 17 века у кавалеристов для упора ноги в стремени, теперь становится новым изощренным орудием женского кокетства.
В 18 столетии рождается стиль рококо. Королева Франции Мария Антуанетта мнила себя королевой мод – она никогда не надевала дважды одно и то же платье, трижды в день меняла наряды, каждую неделю придворный куафер делал ей новую необыкновенную прическу. Кстати, прически – самое большое чудачество эпохи: державшиеся на проволочном каркасе, они порой достигали в высоту полутора метров, украшались накладными буклями, драгоценностями, цветами и перьями, а иногда и целыми сценами с макетами кораблей, фигурками людей и животных. Они доставляли огромные проблемы своим обладательницам: в них водилось множество насекомых; ложась спать, использовали специальную подставку; при езде в карете приходилось высовывать голову наружу…
В эту эпоху правили бал самые экстравагантные женские моды.
В этом же веке появилась вторая модная столица – Лондон.
Великая французская революция (1789-1799) существенно изменила моду.
На смену напыщенному костюму приходит рациональный английский стиль у мужчин и античная мода у женщин.
Одним из своеобразных завоеваний революции стали равные права женщин в следовании новой моде.
Дам, носивших модные в то время укороченные свободные платья, опоясанные под грудью, называли "причудницами".
Именно с этого времени женская мода меняется чаще, чем мужская (прежде более динамично развивался мужской костюм, и все новинки появлялись в первую очередь в нем).
Мужской костюм освобождался от многоцветности и декоративности, мужчины перестали пользоваться гримом
и духами, носить кружева и драгоценности. Эта тенденция была назвала "великим мужским отказом".
Современный классический мужской костюм - сочетание черного, серого или коричневого с белым, отточеные детали, безукоризненная посадка, а так же жилеты, галстуки, белоснежные рубашки - появились благодаря законодателям мужской моды - английским денди. Благодаря ним Лондон стал столицей мужской моды.
В начале XX столетия борьба за равноправное положение женщины в обществе сопровождалась движением за реформу женского костюма. Феминистки предлагали сделать женскую одежду столь же функциональной, как и мужская.
Большие перемены произошли в результате Первой мировой войны (1914 - 1918). Укоротились юбки, произошел окончательный отказ от корсетов, появились удобные застежки и молнии.
После войны женщины не захотели терять нового для них ощущения свободы и самостоятельности. В ряде стран женщины добились избирательных прав, возможности учиться в университетах, появляться в общественных местах без спутника и курить.
Теперь женщины коротко стриглись и одевались в мужском стиле (вошел в моду образ а-ля гарсон).
В 1920-е гт. Коко Шанель впервые укоротила юбку до длины чуть ниже колена. Юбки были именно такой длины, чтобы скрывать колени, так как Шанель считала их самой некрасивой частью женского тела. И даже эта длина чуть ниже колена была революционной для начала XX века.

Lyubov (Nephele) Французские властелины, начиная от Людовика XIV и кончая Наполеоном III, не исключая самого Наполеона Великого, постоянно уделяли моде благосклонное внимание. Благоприятными были также географическое положение этой столицы могущественного государства, давняя традиция высокоразвитого текстильного производства и умелая работа парижских портных и швей. Там или поблизости царствовали все они: Ворт, Пакен, Поль Пуаре, Редферн, Люсьен Лелонг, Коко Шанель, Жан Пату, Кристиан Диор - там было царство искусства моды высшего класса, «от кутюр» (haute couture), как называют маленький блистательный круг авторитетнейших парижских модельеров, объединенных под тем же названием. Сейчас лучшие парижские дома моделей (haute couture) расположены вокруг Ронд-Пуант на Елисейских Полях.
Основателем «от кутюр» считается тот самый англичанин, который двадцати лет от роду, не зная французского языка и имея 117 франков в кармане, приехал в Париж. Его звали Чарлз Фредерик Ворт. А пятнадцать лет спустя, в 1860 году, его молодая жена добилась решающей встречи с госпожой Меттерних, задававшей тогда тон в Париже, ходатайство которой перед императрицей Евгенией сделало Борта некоронованным королем парижской моды. Среди его заказчиц было девять королей. Рассказывали, что к торжественному открытию Суэцкого канала для одной только императрицы он изготовил 150 моделей. Имя Ворта связано и с кринолином А когда кринолин изжил себя, Ворта осенила идея турнюра Рассказывают, будто бы однажды он увидел женщину, которая, подметая двор, подобрала подол юбки и Борту, якобы, понравился вид ниспадавших сзади складок.
Говорят также, что во время одного из своих показов мод он впервые использовал «манекен» (слово происходит от фламандского maeneken, уменьшительной формы от Mann - человек, мужчина); в первые годы после основания фирмы жена Ворта часто и с успехом играла роль манекенщицы. Предшественницами этих манекенщиц, чья работа в настоящее время является очень напряженной и весьма хорошо оплачивается, были римские раскрашенные фигурки («фигурины») из обоженной глины, высотой от 8 до 25 см, которые римляне посылали в провинции вместо картинок с изображением мод.
Еще один представитель этого сословия прибыл в то время с триумфальным шествием собственной инсценировки в Берлин: Поль Пуаре (1879-1944), один из самых влиятельных создателей моды вообще. Поза триумфатора, которую он умел так убедительно принимать в годы своего наивысшего успеха, была составной частью жизни и жизненного стиля этого самого динамичного из всех модельеров. В истории моды имя Пуаре связано с созданием молодежного стиля. Его сочные, экзотические, подобные взрыву краски, которые передались и его художнику Лепану, были навеяны изобразительным искусством. Пуаре господствовал до первой мировой войны, а в 1927 г. его предприятие пришлось закрыть. Необузданный, самовластный человек, творчество которого всегда имело налет театральности (он много работал с театром), чьи сказочные празднества являлись событием в светской жизни, не захотел понять, что после первой мировой войны время ушло вперед и «перешагнуло» через него. Среди законодателей моды стали известны другие имена: мадам Вионне, мадам Скьяпарелли, и особенно - Коко Шанель, сегодня уже легендарная личность парижского «от кутюра», которая дала идеалу новой простоты модное выражение: «Истинная элегантность всегда предполагает беспрепятственную возможность движения». По её мнению, мода, не нашедшая признания широчайших масс, уже не мода. Поэтому она стала работать для швейной промышленности и была там первой представительницей парижских домов моделей. В конце 20-х годов на её предприятиях работало более 2000 человек. Типичными являются костюмы а ля Шанель (a la Chanel), которые демонстрируют молодежное и целесообразное направление в одежде.

Lyubov (Nephele) Кристиан Диор (1905-1957), самый удачливый творец моды после второй мировой войны, включается в логичный процесс развития моды послевоенного периода (с её огрубением и маскулинизацией), напомнив об основной задаче моды, которая заключается в том, чтобы «наряжать женщин и делать их более красивыми». Созданный им новый стиль «нью лук» (New Look), революционизирующее удлинение юбки явились, по его словам, реакцией на бедность. В книге «Я дамский портной» он писал: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки». Грандиозный успех Диора свидетельствует о господствующей роли одаренного тонким инстинктом времени и духа времени создателя мод, ибо у истоков моды всё еще стоит портной-модельер с его богатым воображением. Он черпает свое вдохновение везде, где только можно.
В 1965 г. Эмилио Пуччи, ведущий кутюрье Флоренции, сказал: „Впервые за всю свою историю человек свободно передвигался в космосе. «От кутюр» не может пройти мимо этого события». Темой разговоров стали «астронаутен-люк», «вельтраум-люк» (стиль астронавтов, космический стиль). В ведущих международных журналах мод сразу появились «космические» мотивы.
Так каждая мода, особенно ретроспективно, является зеркалом времени. А модельер является как бы посредником, медиумом. Но каждая мода нуждается в крестных родителях. Только после того, как мода будет признана и принята определенными кругами, она может стать модой. Кривая её идет вверх по мере роста популярности, все больше увеличивается число тех, кто получает от неё удовольствие. Когда вообще подражание достигнет наивысшей точки, другими словами, когда возникнет угроза превращения модной одежды в однообразное форменное обмундирование и мода перестает быть модной, тогда цикл резко обрывается или постепенно затухает. Это тоже является одним из многочисленных парадоксов каждой моды: её цель — всеобъемлющее господство — таит в себе и её закат.

Модельное (Armon) Жабо

- появилось в XVII веке как украшение мужской сорочки, было популярно среди представителей европейской знати. Первоначально украшение изготавливалось только из кружевной или кисейной ткани. Жабо того периода ниспадало до уровня талии пышной волной, выступами или сплошной оборкой в мелкую складку. Во времена правления Екатерины II (1762-1796) женщины носили рубашки с жабо под мундирные платья с камзолами. Несмотря на это, до 1840-х годов жабо оставалось преимущественно деталью мужского костюма. С приходом фраков в мужскую моду жабо стало лаконичнее и меньше в объеме, превратившись в элемент штатской одежды. В XVIII – первой половине XIX века жабо для мужского костюма шили из ткани рубашки и отделывали кружевом. Во второй половине XIX века жабо практически исчезло из мужской одежды. В женском и детском гардеробе жабо сохранилось до настоящего времени. В современную моду его вернул Карл Лагерфельд.

Как одевались французы в 16 веке.Часть 1.. Обсуждение на ...

8 мар 2015 ... Франция становится одной из сильнейших европейских держав. ... Самым большим отступлением от собственно испанской моды были светлые .... К концу XVI и началу XVII века мужской костюм во Франции ...

Одежда в 17 веке - История костюма на Costumehistory.ru

Став одной из могущественных держав Европы, Франция в XVII веке ... литературного языка и моды повсеместно были приняты в качестве образца. ... Сам Людовик XIV сначала одевался очень скромно. .... Дата: 2013-03-16.