Как назывался самый модный импортный столовый сервиз


«В жутких розочках» или ода Дулевскому фарфору.
Часть 1


То ли возраст сигнализирует о себе ностальгическим обращением к советскому детству, то ли характерный для беременности инстинкт гнездования жаждет заставить все шкафы фарфоровыми чашечками, но факт остается фактом – потянуло меня опять на изучение фарфоровых производств. В свое время краше Wedgwood(a) для меня ничего не было – античные формы, европейский стиль в его лучшем проявлении, такой аристократичный снобизм, который, чего греха таить, меня всегда привлекал. И после переезда в Петербург я начала присматривать себе вещи Императорского фарфорового завода – тоже европейские по стилю и с богатой исторической традицией. Как ни странно, мне у ИФЗ ничего, кроме «кобальтовой сетки», Билибина и агитфарфора не нравится, но отношение к бренду все равно уважительное – поставщик Императорского двора как-никак.
И тут сваливается на меня проруха как на всех снобов – заинтересовал меня Дулевский фарфор. Тот самый, всем хорошо известный с советских времен – с бешеной позолотой и жуткими розочками, дешевый, доступный и самый что ни на есть массовый.
И история у Дулева оказалась такая, что стыдно мне стало за мой «фунт презрения и ноль внимания» к этому производству. В который раз поняла – сначала разберись, изучи вопрос, а потом уже говори на каждом шагу свои «фи», если действительно не нравится. А так это просто снобистские предрассудки, в которых я и буду этим постом каяться.
Чайный сервиз Дулевского фарфорового завода «Розовая птица»
Ручная роспись – пусть не самая сложная и изысканная, но, тем не менее, ручками сделано, достойно уважения. Особенно на фоне повсеместной техники «декалькомания» или просто «деколь» - это когда клеят на фарфор готовую переводную картинку. ИФЗ, например, сплошь и рядом использует эту технику, сводя ручную роспись к минимуму – только на знаковых и дорогих вещах.
А теперь, внимание, цена! Сервиз на 6 персон стоит 15 800 рублей! Для сравнения – аналогичный по параметрам сервиз ИФЗ (тонкостенный фарфор и ручная роспись) начинается от 42 200 рублей. Цены удивляют, что и говорить, но недаром Дулевский фарфор всегда был массовым и тому есть объяснение.
Невысокая цена и узнаваемый «мещанский» стиль росписи у Дулевского фарфора конечно неслучайны и обусловлены целевой аудиторией и изначальными целями самого бизнеса – это тоже историческая традиция, как у того же ИФЗ или Wedgwood. Ведь Дулево это один из бывших заводов Товарищества Кузнецовых, а у Матвея Сидоровича Кузнецова была цель производить фарфор дешевый, но высокого качества. При основании «Товарищества» перед Кузнецовым стояла задача обеспечить рентабельность фарфорового производства, чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции по отношению к высококачественному и недорогому европейскому фарфору и при этом не потерять и старых клиентов купленных им заводов. А скупил он практически все – фабрику Сафронова (ныне Дулево), Гарднера (ныне Вербилки), Ауэрбаха (ныне Конаковский фаянсовый завод) и множество других больших и мелких производств, которые объединил под своей торговой маркой. На фабриках «Товарищества» изготавливалась фарфоровая, фаянсовая и полуфаянсовая посуда, майоликовые и терракотовые украшения для внутренней отделки, изразцы и детали для печей и каминов, телеграфные и телефонные изоляторы и то, что мы сейчас называем санфаянсом – умывальные чаши и ванны. Это была огромная фарфоровая империя, заслуживающая отдельного поста.
Чайная пара «В День Ангела», фарфор, роспись, золочение. Фабрика М. С. Кузнецова, конец XIX  — начало XX века.
Оценивается сейчас в 1000 евро.
Корни  Дулевского фарфора тянутся из Гжели, где более 600 лет назад уже существовали керамические промыслы. Но количество мелких фабрик там было столь велико, что Кузнецовы решают перевести производство в более выгодное место. Терентий Яковлевич Кузнецов покупает у помещиков Сарычевых пустошь около деревни Ликино Покровского уезда Владимирской губернии, рядом с большими залежами торфа.
Пустошь с болотами возле деревни Ликино - ныне город Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района, где находится Дулевский фарфоровый заводНо, видимо, не только торф привлёк внимание предпринимателя: дорога, ведущая из Гжели в Дулёво, проходила возле фарфоровой фабрики Сафронова, а точнее сказать – через неё. Фабрику Кузнецовы у Сафронова купили – естественно, вместе с мастерами, которые уже выработали свой особый «сафроновский» стиль росписи. Сафроновские  живописцы знали особый рецепт приготовления ярких керамических красок и фарфоровой массы, искусно расписывали изделия способом крытья — синим, розовым, желтым, малиновым и кобальтом. Для отделки дорогой посуды использовали золото, гравировали агатом. Сафроновские живописцы вслед за Гарднером, который копировал Мейсенские изделия, имитировали уже Гарднера, создавая своеобразный европеизированный стиль росписи на русский манер.
Тарелка Мейсенской мануфактуры, конец 19 века
Вот он – источник «бешеных розочек» - Мейсен. А если глубже копнуть, то розанчики эти еще из рококо корнями растут,
просто к 19 веку их форма стала более реалистичной.Чайная пара. Завод Гарднера, конец 19 века
Подобного рода цветочные композиции назывались «саксонский букет», обозначая свои мейсенские корни.
Чайная пара. Фабрика Сафронова. 19 век
Дорого-богато. Мне, кстати, нравится – много золота, но изысканно, угадывается историзм 2-ой половины 19 века, аллюзии на русский стиль.Кроме сафроновских живописцев Кузнецов пригласил в Дулево и гжельских, а надо сказать, что тогдашняя Гжель это еще не кобальт, к которому мы сейчас привыкли. В то время изделия гжельских фабрик украшала многоцветная яркая мазковая роспись с использованием подглазурного синего рисунка – подмалёвка. Взаимное влияние «гжельского» и «сафроновского» стиля дало толчок к созданию нового стиля – «кузнецовского».
Дулевский фарфоровый завод стал известен крупными яркими расписными чашками и чайниками, популярными в среде русского купечества и мещанства, получившими название «трактирная посуда». Они ассоциировались с русским чаепитием и составляли сервировку трактиров и чайных. Поэт Серебряного века Георгий Иванов писал: «В Кузнецовской пёстрой чашке
С золочёными краями,
Видно сахару не жалко
—Чай и сладок, и горяч».На картинах Б. Кустодиева можно видеть пышных красавиц-купчих с такими чашками в руках.
Борис Кустодиев «Купчиха, пьющая чай», 1923
Картина конечно хороша сама по себе – можно целое эссе написать на тему букетов на занавеске, и об этой претенциозной ампирной чашечке, и про розовые ноготки купчихи и про этот прекрасный арбуз – настоящая эклектичная избыточность, вот люблю я Кустодиева!
РОЗЫ – «АГАШКИ»
Привлекая местных крестьян для работы на фабрике, Кузнецов не старался обучить их высокому мастерству живописцев. Большая часть мастеров - «живописок» обучалась самым нехитрым приёмам росписи, часто исполняя всю жизнь один и тот же рисунок. В этом крылась причина дешевизны кузнецовских изделий. Можно сказать, что Кузнецовы опирались не на индивидуальных художников, а на народную традицию и живую среду: мастерство шлифовалось от поколения к поколению. Известно, что дети «живописок» нередко вырастали рядом с работающими матерями и с 6-7 лет уже поступали учениками к живописцам.
Мазковая живопись имеет совершенно другой подход, чем академическая: это свободный лихой мазок, а не длительное и нудное рисование тонкой кисточкой. «Кузнецовские» чашки обычно расписывались розами и букетами, исполненными широким полнокровным мазком, с «оттяжкой». Их быстро и ловко наносили на фарфор женщины-мастерицы, которых условно называли Агафьями – по самому распространенному тогда в губернии женскому имени. Отсюда и такая манера письма, и сам рисунок получили название «агашки». Агашка выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки, а иногда даже применяют грубый прием мазка пальцем – в традиционной народной манере.
Простенькая «кузнецовская» пиала, нач. 20 века.
Роза -  «Агашка» во всей красе«ЧЕКИСТ В КОЖАНОЙ КУРТКЕ И С ГОРЯЩИМИ СМОЛЯНЫМИ ГЛАЗАМИ»
Будучи после 1917 года национализированной, фабрика в Дулеве продолжала работать в прежнем режиме и выпускать старую кузнецовскую посуду. В 1920 годы на фабрике производили агитационный фарфор и только к началу 30-х годов Дулево стало приобретать свой фирменный художественный стиль. Поиски этого нового стиля возглавил Петр Васильевич Леонов, назначенный в 1931 году главным художником завода.
Петр Васильевич Леонов
Заслуженный художник РСФСР (1970), член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1970), ведущий художник-керамист Дулёвского фарфорового завода с 1932 по 1982 годыК фарфору Леонов не имел никакого отношения – он был архитектором, закончил в Краснодаре архитектурно-художественный институт. Но рисовать всегда любил - с восьми лет он уже учился у братьев Мова, архитекторов и художников, приехавших в его станицу после Петербургской Академии художеств. Еще в Краснодаре Леонов увлекся футуризмом, позже, уже в Москве, изучал творчество В. Мейерхольда, Д. Бурлюка, Р. Фалька, поэзию В. Маяковского. В 1928 году Леонов с отцовским письмом-просьбой о трудоустройстве приезжает в Москву к А.В. Луначарскому. Отец Леонова был врачом-хирургом и есть предположение, что он лечил брата Луначарского – Платона.  Нарком просвещения практически сразу назначает его инспектором только что организованного художественно-политического совета при Всесоюзном текстильном объединении. Некоторое время Леонов работал по обновлению ассортимента тканей на предприятиях Иванова-Воскресенска и на платочной Старопавловской фабрике в Павлово-Посаде (выполнял заказы для Китая).
Через два года Изосекция Комакадемии при ЦК ВКП (б) направляет его на Дулевский фарфоровый завод. Причины назначения 22-летнего Леонова на этот пост по сию пору остаются историко-искусствоведческой загадкой, ответ на которую, скорее всего, в совокупности факторов: назревшей необходимости перемен на производстве, личной харизме молодого художника и безальтернативности его кандидатуры в конкретной ситуации. Леонов обладал такой бешеной энергией, таким позитивным зарядом, таким темпераментом и пробивной силой, что прийти к такому заключению было несложно. Интересны воспоминания старых дулевских мастеров по поводу первого появления Леонова в Дулеве: «Напугал всех до смерти», «Чекист в кожаной куртке и с горящими смоляными глазами».
Дулевский завод в 1930-х гг.В 1932 году Леонов создает на заводе творческую художественную группу, эта группа составила основу художественной лаборатории. Леонов был одержим идеей создать новый национальный фарфор, прославить Дулево, обращается к русским национальным традициям. В этом ему помогли «текстильные» опыты, проводимые тогда в художественной промышленности - эксперименты «амазонок авангарда» Варвары Степановой и Любови Поповой, и Ивановские ситцы с их традиционными цветочными узорами, маленькими цветочными букетами в раппортном изображении, близкие узорам старых дулевских мастеров.
Варвара Степанова и Любовь Попова. Эскиз В. Степановой и готовая ткань. 1924 год
Современный Ивановский ситец
Яркий фон и близкие Дулево розаны.Леонов начинает создавать бесконечные серии «текстильных» рисунков и образцов для производства: «цветочные», «дороги», «сетки», «горох». Только в 1933-1934 годах им было создано более 120 эскизов, из которых 80 переведено на фарфор. «Ситцевая» роспись стала началом обращения художников к народному искусству, которое было одним из самых значительных явлений в искусстве советского фарфора середины 30-х годов. Художники вернулись к крестьянскому фарфору старой Гжели, вспомнили полузабытые розаны и агашки, стали творчески использовать то, что когда-то приносило славу русскому фарфору и могло снова войти в жизнь.
«Ситцевые» рисунки на сервизах из Музея фарфора Дулево
Источник фото http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Современный сервиз Дулевского завода – «Ситцевый»
Цена меня опять шокирует – за сервиз на 6 персон - 3 700 рублей.Кроме текстильных экспериментов немалое влияние на раннее творчество Леонова, на его «неподдельно национальный характер», оказало искусство крупнейших живописцев Петра Кончаловского и Павла Кузнецова, в 1934 году сотрудничавших с заводом. Из этих двух живописцев фарфору Леонова был более близок Павел Кузнецов, его аппликативная, декоративно стилизованная, строящаяся на контрастных сочетаниях манера.
Павел Кузнецов "Натюрморт с тарелкой, чашей и кувшином". Начало 1910-х гг.Первыми работами леоновской лаборатории были юбилейные росписи, посвященные 100-летию завода. Новый фарфор удивлял не только своей яркостью, буйством красок и смелой компоновкой, но и громкими, интригующими названиями: «Бабы рязанские», «Черные глаза», «Братишки», «Весна в Москве», «Маша выбирает жениха» и др. Отделы ГУМа, где появлялась и продавалась дулевская с леоновскими рисунками посуда, ломились от покупателей. По сути, Леонов создал новый современный стиль, здоровый, радостный, роскошный по цвету. Кстати, введение в фарфор яркого селена – оранжевого цвета, использовавшегося до этого крайне редко в силу своего кричащего тона, тоже заслуга Леонова. Это яркий оранжевый цвет - визитная карточка Дулева до сих пор.
Сервиз "Жар-Птица", сер. 1930-х гг. Худ. П.В. ЛеоновТогда же, в 1930-х годах Леонов создает свой знаменитый сервиз «Красавица», получивший Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и вошедший в историю Дулевского завода как бессмертная классика – он производится до сих пор.
Сервиз чайный Дулево "Красавица". сер. 1930-х гг. П.В. Леонов
Тонкостенный фарфор, ручная роспись. 15 предметов – 13 000 рублей.
Для легенды вообще не цена, согласитесь.
Сервиз «Красавица» в фильме «Женитьба Бальзаминова», 1964 год
И в знаменитом сериале "Следствие ведут знатоки" (Дело №19)
И в фильме "Дни хирурга Мишкина" сервиз «Красавица» стоит в серванте. 1976 год
Знаменитое «противостояние» павильонов СССР и Германии на Всемирной выставке в Париже 1937 года,
на которой  сервиз «Красавица» получил Большую золотую медаль.
Через 4 года началась война и новый этап истории Дулевского фарфорового завода.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Tags: Как, назывался, самый, модный, импортный, столовый, сервиз

Кристально чистый белый столовый сервиз Diwali от мирового бренда Luminarc имеет в своем составе базовый комплект.

Игра Мы из СССР: Ответ 146 уровень - Ответы игра Мы из ...

Ответы на игру Мы из СССР в Одноклассниках, ВКонтакте - Branto

История сервиза | Автор топика: Yakov

История сервиза
История создания фарфоровых сервизов

В прежние времена, до раскрытия тайны состава фарфора европейцами, столы знатных и богатых людей украшала посуда из серебра, фаянса, майолики. Фарфоровые сервизы, привозимые с Дальнего Востока, можно было увидеть лишь на столах величайших знатных дворов, поскольку фарфор в те времена был редок и очень дорог.

Вскоре после 1709 года, когда была раскрыта тайна твердого фарфора, он начал использоваться для создания фарфоровых сервизов - как превосходный, привлекательный и стойкий материал для фарфоровых сервизов. Ранний европейский фарфор напоминал дальневосточную керамику, а формами - серебряную и оловянную посуду. Однако вскоре появились формы и декоры, свойственные фарфору.

По всей вероятности, на картине изображена семья художника. Это бесценное свидетельство образа жизни времен Людовика XV. Кофе в то время был дорогостоящей импортной новинкой.

В начале XVIII века столовый фарфор уже больше напоминает фарфор нашего времени. Тогда уже создавались фарфоровые сервизы из фарфоровых тарелок, фарфоровых блюд, чайных, кофейных чашек из фарфора, чашек для горячего шоколада и других фарфоровых предметов с одинаковым декором. Количество фарфоровых предметов в фарфоровом сервизе было от 100 до 1000. Самый известный старинный фарфоровый сервиз - Лебединый Сервиз Кендлера (Meissen), созданный в 1737-1741 гг и состоявший из 2200 фарфоровых предметов, украшенных рельефными изображениями водных созданий.

Отдельные фарфоровые сервизы для десерта появились в середине XVIII века и могли состоять из 500 предметов из фарфора: фарфоровые десертные тарелки, фарфоровые подставки и блюда из фарфора для тортов и фруктов, фарфоровые соусники, фарфоровые компотницы, фарфоровые блюдца для мороженого, фарфоровые винные передачи, фарфоровые предметы для охлаждения фруктов и мороженого. К концу XIX века они вновь вошли в состав больших фарфоровых сервизов.

Аристократический этикет и правила требовали все большего изящества и разнообразия подаваемых блюд, соусов и десертов. Увеличилось количество необходимых предметов фарфорового сервиза. Появились фарфоровые наборы для соли и перца, фарфоровые горчичницы, фарфоровые кольца для салфеток, фарфоровые масленки, фарфоровые салатники, фарфоровые бонбоньерки, фарфоровые ложки и кувшины, фарфоровые колокольчики, подходящие по декору фарфоровые вазы, фарфоровые подсвечники, фарфоровые украшения для центра стола, выполненные в виде дома, церкви, букета или фигуры человека. Центральное украшение могло включать в себя различные блюда, графинчик или бутылочку для уксуса или масла, солонку или перечницу.

Изящная культура стола потребовала не только еще богаче декорированных фарфоровых блюд и фарфоровых тарелок, но и богато украшенных фарфоровых аксессуаров для украшения стола и мебели. В наши дни популярны такие предметы из фарфора, как фарфоровые салфеточницы и фарфоровые подставки для карточек меню, фарфоровые лампы и фарфоровые вазы.

Фарфоровые сервизы - чайные, кофейные фарфоровые сервизы и фарфоровые сервизы для горячего шоколада.

Традиция пить чай привилась среди элиты Европы в XVI веке, затем - в XVII веке - начали пить кофе и горячий шоколад. Эта новая культура повлияла на культуру оформления стола: вскоре были созданы первые сервизы, предназначенные для подачи и употребления этих очень дорогих напитков. Вначале их изготавливали из фаянса и металла, но лучшим материалом оказался фарфор - он дольше удерживал тепло, меньше нагревался.

В XVI веке чай был редким и дорогим напитком, поэтому его пили из маленьких чашек в китайском стиле. В дальнейшем и европейские фарфоровые чашки были маленькими. Первые чайники из европейского фарфора были изготовлены в китайском стиле, который в Европе называли boccaro, в разных формах: прямоугольной, шестиугольной, восьмиугольной, или в виде перевернутого гриба. С XVIII века чай подешевел, а размеры фарфоровых чайников выросли. Обычно использовались два фарфоровых чайника - большой для кипятка и поменьше для заварки. Ручки фарфоровых чайников украшались

Yakov (Shiho) Столовые сервизы. История и современность

Каждая хозяйка, накрывая праздничный стол, в первую очередь заботится о напитках и изысканных блюдах для своих гостей. Не последнюю роль играет и сервировка стола — приборы, стекло, посуда, сервизы из фарфора и т.д. Красивые и качественные стекло, посуда во все времена были не только функциональной необходимостью, но и являлись показателем престижа и достатка семьи. Великолепные старинные столовые приборы и элитные сервизы традиционно передавались от поколения к поколению, становясь уникальными семейными раритетами. Столовая посуда, сервиз на несколько персон обычно входили в приданое, которое девушка с гордостью везла после свадьбы в дом мужа.

Сервизы существовали ещё до изобретения фарфора предприимчивыми китайцами и до раскрытия европейцами его тайны. Столы богатых и знатных людей украшала посуда из различных материалов: фаянса, серебра, майолики. В домах особо высокопоставленных и богатых людей можно было даже увидеть золотые сервизы. При всей своей неимоверной стоимости золотые сервизы ценились наравне с фарфоровыми, привезёнными купцами из Китая.

Европейский фарфор раннего периода (XVII век) имел вид и формы дальневосточной керамики, оловянной или серебряной посуды. В обиходе царствовал большей частью обеденный сервиз. Так как кофе и чай тогда были ещё достаточно дорогостоящей новинкой, то и специальной посуды для них не требовалось. Уже в начале XVIII столетия фарфор становится таким, каким мы его привыкли видеть сегодня. В наше время чаще всего покупают для торжественных случаев сервиз на 12 персон, а в то время количество предметов в фарфоровом сервизе могло насчитывать от 100 до 1000, а то и больше единиц. Наиболее известный в наше время старинный обеденный сервиз — Лебединый Сервиз Кендлера, который был изготовлен в период между 1737 и 1741 гг. Состоял он из 2200 различных предметов, декорированных рельефными узорами в виде морских существ. Постепенно начали входить в моду отдельные десертные сервизы. Купить такой сервиз могли себе позволить только обеспеченные граждане, поскольку состояли они, как правило, из 500 фарфоровых предметов: десертные тарелки, подставки для фруктов, тортов и печенья, компотницы, соусники, винные передачи, предметы из фарфора для охлаждения мороженного, многоярусные этажерки для фруктов и десертов и т. д. А уже в позапрошлом веке десертные наборы вошли в состав больших столовых сервизов.

С течением времени аристократические правила этикета, которых надо было придерживаться за столом, способствовали увеличению разнообразия и количества блюд, а также смены подач. Соответственно, возросло количество необходимых предметов в сервизах. Любой магазин сервизов того времени предлагал на усмотрение своих клиентов различные варианты фарфоровых аксессуаров, которые могли входить в состав сервизов или использоваться по отдельности: горчичницы, наборы из фарфора для приправ и соли, маслёнки, салатники, кольца для салфеток, колокольчики, бонбоньерки, кувшины и ложки, подсвечники и вазы, фарфоровые украшения для центра стола в виде фигуры человека, дома, церкви, букета и т.д. В роли центрального главного украшения для стола могло выступать красиво оформленное большое блюдо, бутылка для уксуса или графин. Элитные сервизы из фарфора на столе требовали наличия различных изящных фарфоровых украшений и для другой мебели в доме. В наши дни в состав сервизов, кроме вышеперечисленных, могут входить такие предметы, как подставки для карточек меню, салфетницы, лампы, вазы и т.д.

Посуда, сервизы из фарфора — это одна из основных граней роскошного обихода, которые воочию демонстрируют совокупность высокого искусства и изысканного стиля жизни. Вековые традиции застолья, тонкость и продуманность сервировки, прихотливая роскошь светских обедов — всё это отображают современные фарфоровые, серебряные, золотые сервизы. Кажется, что в них предусмотрена посуда на все случаи, для любых блюд.

Различные особенности комплектации вызвали к жизни, наряду с уже привычными классическими, и авангардные формы, широко применяемые для японской кухн

Yakov (Shiho) Вот еще одна симпатичная статья Дениса Шумакова:

Искушение чайным сервизом
Не существует на свете более бессмысленной и бесполезной для чаепития вещи, чем чайный сервиз. Главный недостаток чайного сервиза состоит в том, что в основе его создания лежат не рациональный, но эстетические принципы. Коварство чайного сервиза состоит в том, что в случае совпадения эстетических принципов, в него заложенных, с эстетическими потребностями любителя чая тяга к чайному сервизу становится непреодолимой.

Будучи благополучно реализованной через банальный, но торжественный акт приобретения чайного сервиза в магазине, эта тяга делает жизнь любителя чая (то того легкую и безмятежную) невыносимой.

Появление в «арсенале» любителя чая чайного сервиза приводит к возникновению множества противоречий, корень которых, опять же, лежит в том, что в основе создания чайного сервиза лежат не рациональные, но эстетические принципы. Круг замыкается — и любитель чая начинает невыносимо страдать.

Во-первых, в составе чайного сервиза почти всегда присутствуют отвратительные или ненужные предметы. Они очень симпатично смотрятся в наборе, но после того, как сервиз приобретен, изучен внимательно и запущен в использование, оказывается, что или пирожковые тарелки крупноваты, или молочник не в тему, или сахарница неудобная, или чайник уродский. Уродский чайник, кстати, наиболее распространенное больное место чайных сервизов. Набор удивительных чайных пар и совершенно дивных пирожковых тарелочек может быть снабжен или неудобным, или некрасивым чайником. А чаще всего — и неудобным, и некрасивым. Причем отказаться от использования этого гадского чайника очень тяжело — сервиз очень часто подкупает как раз своей целостностью и потенциальной возможностью решить одним махом все чайно-сервировочные проблемы. А получается все наоборот. Красивые чашки на столе, пирожковые тарелочки ждут своих пирожков — и во всю эту сервизную идиллию тупым дредноутом вплывает чайник, часто очень тяжелый и неудобный в манипулировании, точно роняющий чай на скатерть и блюдца и норовящий не выливать из себя чай аккуратной предсказуемой струйкой, а извергать его резкими неожиданными порциями.

Во-вторых, по мере использования чайные сервизы, очень быстро теряют свой изначальный лоск и начинают смущать или даже раздражать остатками былой красоты. Особенно если в одном сервизе присутствуют предметы более «запользованные» и менее «запользованные» — потому что в этом случае наиболее симпатично выглядят наименее полезные штуковины, а это противно вдвойне. Очень часто именно «для сохранности» чайный сервиз переводится из повседневного пользования в пользование торжественное — убирается под стекло, откуда наблюдает с немым укором за каждым чаепитием, которое проходит без его участия и, конечно, снова и снова раздражает своей относительной бесполезностью.

В-третьих, сервиз имеет свойство биться. Причем не весь сразу (что было бы, конечно, разорительно — но очень эффектно), а по частям. Предметы сервиза выходят из строя по одному, без системы, в самый неожиданный момент, издавая при этом огорчительный звон и как-то очень по подлому. Например, очень любят биться крышки и носики чайников, без которых чайник часто даже можно использовать — но какая от этого радость? Или вот ещё блюдце отдельно от чашки разобьется. Тоже никакой потери функциональности — но представьте себе на минутку: у пятерых за столом чашки с блюдцами, а у одного — без блюдца. Это хуже, чем без штанов за столом сидеть. Я уже не говорю о трагедии первого разбитого предмета, до которой весь сервиз целехонький и сверкает, а после которой он уже вовсе и не сервиз — какой может быть сервиз с отбитой ручкой у одной из чашек!

Вот. У чайных сервизов, конечно, есть и достоинства. Во-первых, это идеальный товар. Сервиз очень выгоден для торговли, потому что позволяет в нагрузку к нужным человеку вещам продать ему кучу вещей ненужных. Чем часто пользуются неправильные фарфоровые торговцы (правильные предоставляют покупателю возможность купить каждую вещь по отдельности, вплоть до блюдца — это

Butid (Igme) а про деревянных чайников есть?

Товарный дефицит в СССР — Википедия

Товарный дефицит в СССР — явление, присущее советской плановой экономике, ..... в 1960-х годах появилась мода на книги; книги, особенно престижных .... лиц и назывались: «Заказ на покупку» (Ирбит, 1992), «Приглашение на ... или в учебных заведениях существовали т. н. ведомственные столовые, ...

Ъ-Газета - Столовые сервизы - Коммерсантъ

2 сен 1995 ... Столовые сервизы - На фарфоре и серебре лучше не экономить ... Жаль только, что в последнее время это по большей части импортные варианты, .... Самый дорогой — San Michel: это столовый сервиз на 12 ...